1863
358
471
всего задач:
всего разделов:
активных пользователей:
  Login: (регистрация)
  Пароль:
    

30 мартра 2005

Форумы снова функционируют.

21 декабря 2004

Видимо в связи с обнаруженными дырами в phpBB, форум был взломан, а через него взломано и всё остальное содержимое ceemat.ru. Всё кроме форума восстановлено, ведется дискуссия по поводу его сохранения.
Приносим извинения за неудобства.

29 сентября 2004

Форум обновился до версии 2.0.10

15 мая 2004

Новый раздел: "Программирование"

16 апреля 2004 года

Задачи Ярославского турнира математических боев — 124 задачи с решениями.

29 марта 2004

Таллинская викторина: занимательные вопросы и задачи для увлеченных химией.

Rambler's Top100

Костромской ЦДООШ СУНЦ МГУ - Школа им. А. Н. Колмогорова.\r\nОфициальный сайт

Первая лига (8)

Дно коробки 5 ´ 5 выложено квадратными плитками 1 ´ 1, на каждой из которых стоит одна из стрелок ®, ¬, ­ или ¯. За один ход разрешается, выбрав любые две плитки, повернуть одну из них на 90° по часовой, а другую — на 90° против часовой стрелки. Можно ли за несколько ходов придать всем стрелкам направление, противоположное первоначальному?

Ответ: нельзя.

Для доказательства поставим в соответствие стрелкам “®”, “­”, “¬” и “¯” числа 1, 2, 3 и 4 соответственно. Посмотрим, что происходит с суммой всех чисел в коробке в результате каждого хода. Если плитка поворачивается против часовой стрелки, то либо соответствующее ей число увеличивается на 1 (если оно равнялось 1, 2 или 3), либо уменьшается на 3 (если оно равнялось 4). Если же плитка поворачивается по часовой стрелке, то либо соответствующее ей число уменьшается на 1 (если оно равнялось 2, 3 или 4), либо увеличивается на 3 (если оно равнялось 1). Числа, соответствующие остальным плиткам, не меняются. Таким образом, возможны 2×2 = 4 варианта изменения суммы всех чисел в коробке: она может измениться либо на +1 - 1 = 0, либо на +1 + 3 = 4, либо на -- 1 = -4, либо на -3 + 3 = 0. При этом не меняется остаток от деления суммы всех чисел на 4.

С другой стороны, если удалось повернуть каждую плитку так, чтобы стрелка “смотрела” в противоположном направлении, то число на каждой плитке либо увеличится, либо уменьшится на 2. Таким образом, итоговая сумма всех чисел должна измениться на число, равное сумме 25 чисел, каждое из которых равно 2 или -2, что невозможно, так как это число не делится на 4.

Авторы: Е. Барабанов, И. Воронович.

 28 Февраля 2004     22:20 
Раздел каталога :: Ссылка на задачу